Прекрасный текст Александра Сорокоумова, классного коуча из Белоруссии, очень умного и тонкого человека. Из параллельной, запретной соцсети, не к ночи будь помянута. Поэтому без ссылок, не маленькие, найдете сами:
"Я вот думаю, пришла пора восстановить в правах такие прекрасные вещи как стыд, вина, оценочные суждения, нарциссизм и прочая. А то развелось в последнее время всяких недопсихологов и полугештальтистов, которые чуть что - сразу вопят про недопустимость и первого, и второго, и третьего. А то их нежная психика этого не переносит.
Стыд, вина и оценочные суждения испокон веков являлись механизмами общественной саморегуляции.
Стыдом общество "остужает" действия, которые вредны для него. Ну нельзя, извините, ср..ть на площади - это стыдно. И хамить друг другу стыдно. И еще много чего делать - стыдно. В русском языке для стыжения используется слово "позор" - в старославянском и сербохорватских языках оно означает "внимание". Позор - это призыв других посмотреть на постыдное действие. Под их осуждающими взглядами действие остывает, запал проходит и тот, кого застыдили - останавливается. И это правильно.
Вина - это действие, которое образует у провинившегося долг перед тем, перед кем он виноват. "Повинность" в старорусском и белорусском — это обязанность. "Повинен" - должен. Накосячил - стал должен. Испортил что-то - стал должен. И пока долг не вернёшь, вину не искупишь.
Уметь этот долг вернуть - это отдельное искусство. Которому надо учиться. И единственный мотив, который учиться заставит - это тяжелое, высасывающее душу чувство вины. Ну и ещё жгучий стыд от того, что не можешь этот долг вернуть.
Оценочные суждения позволяют отделить хорошее от плохого, правильно сделанную работу от неправильной, корректное поведение от некорректного. Хорошего работника от плохого. Умного от дебила.
Если есть четкие, разделяемые в социуме критерии оценки, к ним требуются оценочные суждения - чтобы все понимали, что хорошо, а что нет. И заранее знали, за что им будет стыдно, и какую повинность придется выплачивать, если что.
Ну а нарциссизм - это не более чем предъявление себя в лучшем свете. Просто раньше говорили проще: себя показать, на людей посмотреть. Чтобы было на что посмотреть, надо показать товар лицом. Лицом, а не, извините, жо..ой — потому, что жо..ой стыдно.
И если есть, что показывать, и это соответствует общепринятым критериям "хорошо-плохо", то показывать надо. И ум, и силу, и достижения. Иначе как люди поймут, что вас надо уважать и слушаться?
Вся проблема с этими словами в том, что когда общество начинает болеть, эти механизмы идут вразнос. И люди начинают стыдить друг друга, обвинять и оценивать не для поддержания общественного здоровья - а для защиты личных страстей. Страстей постыдных и осуждаемых в здоровом обществе. Таким образом эти механизмы дискредитируются и приносят немало вреда.
Потом начинается долгий период восстановления, где пострадавшие бедняги, вспоминая, как их застыдили и обвинили, распространяют ответную агрессию и на сам механизм. Дескать стыдить нельзя, чувство вины - плохо и так далее. А когда общество потихоньку начинает осознавать свою вину перед этими людьми, маятник качается и начинается всеобщая истерия: стыдить нельзя, винить нельзя и вообще давайте без оценок.
Но без всего этого здорового общества не построишь. Ибо кто тогда скажет, что истерить вообще-то стыдно, что просто извиниться бывает недостаточно, и чтобы предъявлять другим свою крутизну, неплохо сначала бы применить к ней оценочные суждения. Пользуясь при этом четкими и измеримыми критериями."